Говоря простым языком, факторинг – это кредит, в котором участвуют не две, как обычно, а три стороны: продавец, или кредитор, покупатель, или дебитор, и посредник – факторинговая компания.
Схема взаимодействия трех сторон сделки такова. Покупатель приобретает товар или услугу с отсрочкой платежа. При этом продавец не может остаться без суммы платежа за товар, которая должна планово пополнить оборотные средства. В таком случае продавца выручает факторинговая компания: продавец получает кредит на сумму, равную стоимости отгруженного товара. Факторинговая компания в такой схеме зарабатывает на проценте с суммы предоставляемого кредита. Продавец, подтвердив документально поступление товара клиенту, получает от факторинговой компании не всю сумму разом, а 80-90% от нее.
Открытие сделки факторинга выгоднее обычного кредита, потому что:
- Выдается без залога;
- Без комиссии;
- Простая схема оформления договора;
- Для оформления нужен только документ, доказывающий совершившуюся поставку товара или оказание услуги.
Виды
- С регрессом. Если покупатель не оплачивает полученный товар или услугу, эту сумму придется выплачивать продавцу в пользу факторинговой компании.
- Без регресса. В этом случае факторинговая компания взыскивает долг с покупателя самостоятельно, при этом возрастают риски кредитора понести убытки. Поэтому риски покрываются повышенным процентом предоставления кредита продавцу.
- Внутренний. Сделка проходит внутри одной страны.
- Внешний. Торговые операции осуществляются между организациями из разных государств.
- Открытый. Покупатель в курсе того, что в сделке участвует факторинговая компания.
- Закрытый. Покупатель не уведомлен об участии посредника в продаже.
- Электронный. Кредит предоставляется на основании электронных документов.